Оживленная загородная автомагистраль… Смотришь в окно «летящего» по ней автомобиля – мимо проносятся живописные картины лесов и полей, лугов и каменистых гор. Красивые у нас места! И среди этой красоты природы, как язвы на здоровом теле, то тут, то там валяются изношенные покрышки и грузовые шины, брошенные за ненадобностью своими владельцами. Они лежат годами, зарастают травой, и никому до них нет дела.
Никому не нужные, никем не востребованные, как и многие другие отходы, изношенные шины захламляют землю вдоль дорог, во дворах и на берегах рек, на территориях предприятий и в зеленых зонах. Картина, знакомая каждому. Как же решить эту проблему, что можно сделать с этим специфическим видом отходов?
Издавна эта проблема находила решение на бытовом уровне: старые покрышки использовались в качестве спортивного оборудования, клумб, ограждений – как говорится, «голь на выдумку хитра». Но, очевидно, что при современном темпе роста использования шин, эту задачу уже не решить таким образом. Изношенных шин с каждым годом становится все больше вместе с ростом автопарка. Тут необходим комплексный технологический подход, ведь шины – ценное вторичное сырье, при переработке которого можно получить ряд нужных и полезных продуктов. В нашей стране есть необходимая сеть технологических производств для переработки изношенных шин, а значит, выброшенная, ненужная, старая резина может обрести вторую жизнь.
Сейчас резиновую крошку используют в качестве добавки при производстве новых автомобильных шин, резинотехнических изделий, при строительстве автомобильных дорог, при изготовлении антикоррозийных паст, для гидроизоляции пластов земли при добыче нефти. Интересный, принципиально новый способ переработки шин, основанный на высокотемпературном пиролизе резины в специальных колоннах, продемонстрировали на проходившей в Уфе выставке «Газ. Нефть.» специалисты из нефтяной компании «Татнефть» и НИИ «Татнефтемаш». Продуктом переработки шин при этой технологии является широкая гамма газообразных, жидких и твердых углеводородных фракций, находящих широчайшее применение в промышленности и в быту в качестве топочных газов, растворителей, сырья для лакокрасочной промышленности и многих других целей.